Что мне делать, чтобы улучшить свой немецкий язык?

Из базовых вещей, без которых никакой существенный прогресс невозможен:

1) Присутствуя на уроке, представлять себе, что каждый вопрос, каждая реплика, каждое объяснение адресованы Вам, и поэтому проговаривать про себя ответы на все вопросы преподавателя, когда спрашивают других, и делать про себя все пункты упражнений, когда их делают другие.

2) ЗАПИСЫВАТЬ ВСЁ НОВОЕ В ТЕТРАДЬ. Ручкой. Своей рукой. В одну и ту же тетрадь. Разборчиво, оставляя место для добавлений. Все слова и выражения, на которые преподаватель обращает внимание, все замечания, которые он делает по поводу языка — всё это нужно писать ПОДРЯД, не фильтруя. Если Вы что-то не успели записать целиком — записать то, что успели, потом спросить или найти дома. Незнакомое слово — записать, посмотреть дома в словаре. У Вас нет ни времени, ни опыта, чтобы понять, понадобится это Вам или нет, но поверьте, 90% того, что говорит преподаватель на уроке, он говорит потому, что это важно — либо уже сейчас, либо позже. Кроме того, полезность записи иноязычной речи со слуха — это доказанный факт. Это развивает реакцию, память и всякие нужные нейронные связи в мозгу.

3) ПЕРЕЧИТЫВАТЬ то, что Вы записывали на уроке. При необходимости дополнить или исправить записи. Это занимает 5-15 минут, но таким образом Вы закрепите тот материал, который услышали и записали. В идеале дома это нужно еще и проговорить вслух. Услышать, записать, прочитать, проговорить = Hörverstehen, Schreiben, Leseverstehen, Sprechen, видите соответствие? После этого информации, какой бы сложной она ни была, будет трудно покинуть Вашу память.
Но хотя бы перечитывать: это можно делать  даже по дороге в институт или домой — необязательно отводить для этого отдельное время.

4) Устными упражнениями можно начать пренебрегать тогда, когда Вы перестанете запинаться при чтении и будете делать одну ошибку на 10 предложений. Если хотя бы одно из условий не выполняется, нужно делать устные упражнения, вслух, один раз. Желательно подписывать нужные/важные вещи прямо в тексте или рядом с текстом упражнения (почему я рекомендую все материалы печатать, а не просто скачивать на планшет или телефон).

5) Минимум шесть дней в неделю слушать аутентичные передачи на языке — радио/подкасты или ТВ/онлайн-вещание/YouTube (см. Links).

Я настоятельно рекомендую скачать себе на планшет или телефон приложения ZDF-MediathekARD-Mediathek (и/или любую другую медиатеку, которая Вам нравится) и смотреть то, что Вам ближе, в любое возможное время, в частности — за завтраком, ужином, мытьем посуды, готовкой, уборкой комнаты и т. д. Радиопередачи/подкасты хорошо подходят хозяевам собак, любителям бега, спорта в целом, вышивки, рисования, всем, кто долго едет на наземном транспорте, идет пешком и т. д. Невозможно переоценить эффект, который дает регулярное прослушивание аутентичных текстов. Вы почувствуете себя лучше уже через две недели, а дальше эффект будет накапливаться и расти.

Особенно полезны при этом ток-шоу, не привязанные к конкретным темам (к примеру, Markus LanzMaischberger, но их много разных), а также репортажи и интервью.

6) Если Вы чувствуете панику от количества слов, которые необходимо выучить, или если Вы вроде слова учите, а они «вылетают», делайте себе карточки — если не хотите бумажные, можно делать электронные — например, в quizlet.com или любом другом приложении. Многим нравится более продвинутое приложение Anki.

У меня есть свой «класс» в Квизлете с некоторыми наборами слов для 4-го курса — присоединиться можно здесь, посмотреть функционал, попробовать создать свой сет.

7) Из всего, что Вы читаете, смотрите или слушаете вне программы, тоже нужно выписывать новые слова, а особенно — ВЫРАЖЕНИЯ И ЦЕЛЫЕ ФРАЗЫ. Хотя бы 2-3 шт. из каждой передачи. Это приучит Вас к тому, чтобы постоянно «цепляться» за что-то новое и таким образом постоянно пополнять совй словарный запас. Чтобы не было скучно, руководствуйтесь тем, что Вам понравилось или кажется полезным. Это желательно записывать В ТУ ЖЕ ТЕТРАДЬ, которую Вы ведете по лексике или грамматике, чтобы и эти выражения и фразы постоянно ПЕРЕЧИТЫВАТЬ.

8) Устную речь помогает развивать речь письменная (и наоборот). Пишите письма немецким друзьям, комментируйте видео в ютьюбе, заведите немецкий блог, дневник, инстаграм, твиттер — что угодно. Старайтесь высказывать действительно свои мысли, аргументируйте, передавайте настроение.

9) Наконец, свободно говорить помогает само говорение. Высказывайте свое мнение на занятиях, задавайте вопросы, комментируйте — и далее по списку. Если Вам не нравится тема/книга/персонаж/политика/история — объясните, почему это Вам не нравится, старайтесь показать альтернативную точку зрения и привести доводы в ее пользу. На худой конец сделайте вид, что Вам интересно и нравится — это упражнение, ничего страшного из-за Ваших высказываний не произойдет, зато в Вашей речи появится и ясность, и правильность, и даже некоторая свобода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *