Что Вы имеете в виду, когда говорите о «вежливости в сети»?

Я имею в виду прежде всего элементарные правила речевого этикета в общении с преподавателем по электронной почте, которые почему-то часто игнорируются, как будто электронная почта — это место, где с преподавателем можно не здороваться, не обращаться к нему по имени, не прощаться, не отвечать и т. д. Я знаю лично и не лично немецких профессоров, которые просто не реагируют на письма, написанные небрежно и/или не по форме. Стоит помнить о том, что в отсутствие Вас лично в момент общения человек судит о Вас по Вашей манере письма и составляет о Вас соответствующее мнение. Оно может повлиять на все дальнейшее общение, поэтому имеет смысл следить за своей письменной речью так же, как мы следим за нашим внешним видом.
В какой-то момент Вы будете писать курсовую и диплом, в будущем будете отправлять сотни сообщений по работе — создайте себе уже сейчас привлекательную привычку оформлять все это в должном виде.
Каждое электронное письмо, каким бы коротким оно ни было, должно содержать тему, которую желательно обозначить максимально конкретно. Темой не являются формулировки типа «Письмо», «Файлы», «Вопрос», «Домашнее задание» и проч. Говорите точнее! =) «Вопрос насчет конференции 27-29 сентября 2012», «Домашнее задание по истории языка № 35» — к примеру. Преподавателю приходит, в среднем, 10-15 рабочих писем в день, и он должен иметь возможность ориентироваться в них. Невежливо ожидать от него, чтобы он помнил, о чем Вы его спрашивали. Кроме того, иногда нужно найти какое-то определенное письмо — если нет темы, это крайне трудно (даже если преподаватель умеет пользоваться поиском по почтовому ящику).
Каждое письмо должно содержать обращение. Обычно пишут «Уважаемая (-ый) … !» Для окончания письма тоже существуют общепринятые формулы прощания: «С уважением, …» и др. В самом конце обязательно нужно «подписаться» — указать свое имя и, если Вы не уверены, что преподаватель сразу Вас вспомнит, фамилию и номер группы. (Особенно это касается тех, чей почтовый ящик шлет письма от имени какого-нибудь нечеловеческого существа или близкого родственника. В моей практике я получала письма от пантер, тигр («Тигра» в именительном падеже), малышек, танюшек, галечек и многих других. Помимо того, что это вызывает смешанные чувства, бывает еще и трудно разобраться, с кем имеешь дело. Старайтесь обойти эту проблему.)
Если Вы обращаетесь к преподавателю с просьбой, не надо писать «Заранее спасибо». Это производит такое впечатление, как будто, во-первых, Вы не сомневаетесь в том, что Ваша просьба будет выполнена, а во-вторых, что Вам лень будет сказать спасибо потом. Лучше просто с самого начала вежливо сформулировать просьбу, а когда преподаватель ответит Вам, еще раз ответить ему и поблагодарить. Разговор не «повиснет», у всех останется приятное ощущение завершенности коммуникативного акта.
Вообще, в электронной переписке действует то же правило, что и в телефонных разговорах: тот, кто разговор начал, тот его и заканчивает. Если Вы спросили что-то, если преподаватель Вам ответил, то Вы должны — если Вы хотите быть вежливыми — отреагировать и завершить разговор. В этих завершающих письмах уже даже можно не соблюдать все формальности, а просто написать, к примеру: «Хорошо! Понял(а). Большое спасибо! Аня». Преподаватель будет знать, что его письмо получено и прочитано.
Если преподаватель долго не отвечает Вам на письмо, написанное по всем вышеизложенным правилам, это означает, чаще всего, что либо он еще не успел, либо забыл ответить, либо письмо до него не дошло (такое тоже бывает). В любом случае не будет неприличным уточнить у него, получал ли он Ваше письмо, и сразу же послать это письмо еще раз («Уважаемая … ! Такого-то числа я посылала Вам письмо, но мне кажется, что оно потерялось в пути. На всякий случай пересылаю его еще раз: (копия письма, где видна дата первоначальной отсылки и прочее). С уважением, …»). Иногда этот прием можно использовать и как замаскированное напоминание о Вашем письме, если Вам очень нужен ответ ;-).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *